Назад

Вернуться к содержанию

Продолжить чтение

 

И. А. Стернин

 

Русский коммуникативный идеал

(экспериментальное исследование)

 

Под коммуникативным идеалом понимается стереотипное представление об идеальном собеседнике, присутствующее в сознании народа. Коммуникативный идеал является существенной составляющей национального менталитета, а также неотъемлемой частью национального коммуникативного поведения.

Коммуникативный идеал может быть представлен не только в сознании народа, но и в сознании части этнического коллектива, объединенной каким-либо социальным, возрастным, профессиональным, гендерным признаком. В таком случае речь будет идти о групповом коммуникативном идеале, что также представляет интерес для исследования.

В данной статье мы представим результаты начальной стадии экспериментального исследования русского коммуникативного идеала. Эти результаты позволяют выявить основные, наиболее яркие составляющие русского коммуникативного идеала, а также позволяют проверить и откорректировать методику проведения эксперимента.

В исследовании была применена методика направленного ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявлялась инструкция следующего содержания:

«Просим вас принять участие в психолингвистическом эксперименте. Мы исследуем представления разных людей об идеальном собеседнике. Просим вас письменно ответить на следующий вопрос:

Идеальный собеседник — какой?

1.

2.

3.

4

5.

Время ответа на вопросы не ограничивается. Спасибо!»

Испытуемыми были студенты воронежских вузов, учителя Воронежа и Воронежской области, проживающие в городе, селе и райцентрах, а также участники региональной научной конференции по культуре речи (Екатеринбург).

Таким образом, контингент испытуемых —это образованные люди. Опрошено 103 человека, из них 29 мужчин, 74 женщины, 31 человек в возрасте 20—30 лет, 63 человека в возрасте 31—50 лет, 19 человек старше 50 лет. Городских жителей из опрошенных было 74, сельских —25, 4 проживали в райцентрах.

Эксперимент показал, что опрашиваемые не испытывают трудностей в ответах на поставленный вопрос, что свидетельствует о том, что коммуникативный идеал находится у русского человека в активной зоне языкового сознания (под языковым сознанием мы понимаем структуры мышления, отвечающие за язык и коммуникацию на нем).

Некоторые затруднения вызывала необходимость дать пять реакций, но в течение 3-4 минут большинство испытуемых справлялись с заданием. В ответах испытуемых встречались признаки, которые в смысловом отношении фактически дублировали друг друга (типа умный и эрудированный, образованный и много знает и под., но они тоже обрабатывались и учитывались при подсчете, так как рассматривались как дополняющие, уточняющие друг друга. Некоторые испытуемые давали больше пяти реакций. В результате дублирования некоторых признаков (один и тот же признак назывался испытуемыми два или даже три раза различными словами, все из которых учитывались) число зафиксированных реакций в одном случае (признак умеет слушать) даже оказалось больше, чем число испытуемых (111 при числе опрошенных 103), что свидетельствует о важности этого признака в языковом сознании опрошенных. Всего было получено 130 разных реакций.

При обработке результатов эксперимента близкие реакции объединялись по смысловому признаку в одну, а частотность давших эти реакции суммировалась; в качестве метаязыкового обозначения группы сходных реакций выбиралась, если это было возможно, наиболее частотная в экперименте либо использовалось перечисление нескольких наиболее частотных реакций.

Приведем результаты эксперимента. Приводятся реакции с указанием количества упоминаний данного признака во всем массиве ответов испытуемых, указаны реакции, встретившиеся не менее 5 раз:

Умеет слушать (111)

Умный, образованный, компетентный, эрудированный (103)

Веселый, с чувством юмора, оптимист (56)

Вежливый, воспитанный, с хорошими манерами, не грубый, тактичный (43)

Культурно, красиво говорит, грамотный, хороший русский язык (41)

Понимающий, способный понять (28)

Дружелюбный, доброжелательный (27)

Общительный, легкий в общении (22)

Умеет не спорить, соглашаться, ищет консенсус, не навязывает свою точку зрения (15)

Интересный, с разносторонними интересами (12)

Откровенный, открытый, искренний (12)

Спокойный, сдержанный (12)

Умеет дать совет (7)

Физически опрятный, аккуратный, приятно одет (7)

Интеллигентный (7)

Умеет убедить, владеет способами доказательства (6)

Анализ данного перечня показывает, что подавляющее большинство признаков коммуникативного идеала, выделенных испытуемыми, отражает идеализированное представление о толерантном собеседнике.

Напрямую это представление отражают признаки умеет слушать, вежливый, воспитанный, с хорошими манерами, тактичный, не грубый, культурно говорит, понимающий, способный понять, дружелюбный, доброжелательный, умеет не спорить, соглашаться, ищет консенсус, не навязывает свою точку зрения, спокойный, сдержанный, интеллигентный;

косвенно — общительный, легкий в общении, откровенный, открытый, искренний, веселый, с чувством юмора, оптимист.

Из ядерных признаков коммуникативного идеала, в общей сумме составивших в эксперименте массив объемом 499 признаков, 243 признака прямо отражают представление о толерантности собеседника (49%), а 90 — косвенно (18%). Таким образом, фактор толерантности составляет почти половину всех выделенных признаков, а с косвенными признаками — 67%, т. е. почти две трети.

Из оставшихся факторов отметим фактор интеллекта (21%), фактор качества речи (8%), фактор широты интересов (2,5%), фактор коммуникативной эффективности — умеет дать совет, умеет убедить, владеет способами доказательства (2,5%).

Можно сделать и предварительные выводы о групповых коммуникативных идеалах опрошенной аудитории.

Сопоставим данные в отдельных группах испытуемых по наиболее частотным для данной группы признакам:

 

Мужчины (29 чел.)

Женщины (74 чел.)

Умный — 22

Умеет слушать — 91

Умеет слушать — 20

Умный — 81

Умеет хорошо говорить — 11

Веселый, остроумный — 51

Понимающий, умеет сочувствовать — 6

Дружелюбный, доброжелательный — 25

Общительный, легкий в общении — 5

Понимающий, умеет сочувствовать — 22

Веселый, остроумный - 5

Общительный, легок в общении — 17

Много знает, разносторонний — 4

Откровенный, искренний — 11

 

Спокойный, сдержанный, не кричит — 10

 

Много знает, разносторонний — 8

 

20—30 лет (21 чел.)

31—50 лет (63 чел.)

Свыше 50 лет (19 чел.)

Веселый, остроумный — 34

Умеет слушать — 73

Умеет слушать — 26

Умеет слушать — 21

Умный — 68

Умный — 13

Умный — 15

Хорошая речь, красиво говорит, грамотный — 26

Понимающий, умеет сочувствовать — 7

Дружелюбный, доброжелательный — 5

Вежливый, тактичный, не грубый, культурный, хорошо воспитан — 24

Веселый, остроумный — 5

Умеет не спорить, ищет косенсус, умеет соглашаться — 5

Дружелюбный, доброжелательный — 21

Дружелюбный, доброжелательный — 4

 

Веселый, остроумный — 17

Откровенный, открытый, искренний — 4

 

Приятно одет, внешне аккуратный — 11

Культурный, воспитанный, хорошие манеры — 4

 

Внимательный — 9

Умеет дать совет — 3

 

Спокойный, сдержанный — 7

Умеет поддержать разговор — 3

 

 

Общительный — 3

 

Город (74 чел)

Райцентр (4 чел.)

Село (25 чел.)

Умеет слушать — 105

Умеет слушать — 4

Умеет слушать — 23

Умный — 82

Умный — 4

Умный — 9

Веселый, остроумный — 44

Веселый, остроумный — 4

Веселый, остроумный — 8

Хорошо знает русский язык, красиво говорит — 33

Хороший литературный язык, грамотный — 3

Понимающий, умеет сочувствовать — 7

Общительный, простой в общении — 23

 

Хороший русский язык, умеет красиво говорить — 7

Дружелюбный, доброжелательный — 19

 

Дружелюбный, доброжелательный — 6

Понимающий, умеет сочувствовать — 16

 

Откровенный, искренний — 6

Хорошо воспитан, культурный — 11

 

Культурный, хорошо воспитан — 4

Спокойный, сдержанный — 9

 

Умеет дать совет — 3

Разносторонний, много знает — 8

 

 

Вежливый, тактичный, не грубый — 8

 

 

Умеет дать совет — 7

 

 

 

Групповые коммуникативные идеалы, как видно из таблиц, демонстрируют как сходства, так и различия, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего изучения.

Подводя общий итог, можно сказать, что налицо толерантность как ведущая черта русского коммуникативного идеала. Русское коммуникативное сознание ищет идеал в толерантном собеседнике, в таком, который выполнял бы роль внимательного, вежливого слушателя. Это, по-видимому, обусловлено такими национальными чертами русского коммуникативного поведения как высокая общительность, высокая коммуникативная активность русского человека, бескомпромиссность в споре, эмоциональность и искренность, стремление увеличить свой речевой вклад, завладеть коммуникативным вниманием, коммуникативный центризм русского человека.

Данные эксперимента, несмотря на их предварительный и ограниченный характер, свидетельствуют, что русское сознание готово к восприятию идеи толерантности.

 

Вернуться к содержанию

В начало

Продолжить чтение

 

Используются технологии uCoz