ПУБЛИКАЦИИ КАФЕДРЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА
(Проблемы коммуникативного
поведения, этнической ментальности
и национально ориентированной методики
обучения РКИ)
Кафедра межкультурной коммуникации (с 1992 г. по август 2000 г. кафедра методики обучения русскому языку как иностранному), разрабатывая социопсихолингвистическое направление в методике преподавания РКИ, за 8 лет своего существования провела 10 международных конференций, опубликовала несколько десятков научных сборников и учебных пособий. Ниже представлены те публикации, которые близки по тематике данного сборника.
Статьи
Каанкасюрья Р., Турунен Н., Харченкова Л. Изучение коммуникативного
поведения как средство повышения компетенции межкультурного общения //
Лингводидактические приемы межкультурной коммуникации. — СПб.: Сударыня, 1996.
С. 37—43.
Кузнецова О. Л.
Финляндия глазами русских школьников // Русистика и современность: Материалы
второй международной научно-практической конференции 29—30 июня 1999 г. —
СПб.: Сударыня, 1999. С. 78—80.
Кузнецова О. Л.
Особенности коммуникативного поведения в русской и
финской семье // Аспект (Хельсинки). 2000. С. 42—48.
Кузнецова О. Л.
Уровневый подход к понятию «межкультурная коммуникация»
// Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. IV. —
СПб., 2000. С. 23—29.
Кузнецова О. Л.
Межкультурная коммуникация в практике преподавания русского языка финским
учащимся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000.
Кузнецова О. Л.,
Харченкова Л. И. Цветовая символика в русской и
финской культурах // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования.
Практика. Вып. III. — СПб., 2000. С. 137—142.
Лысакова И. П.
Что такое современный русский язык и как учить ему
иностранцев? // Культура. Язык. Образование. —Ювяскюля, 1999. С. 55—59.
Лысакова И. П.,
Турунен Н. Опыт дидактического подхода к составлению
финско-русского разговорника // Русский язык как
иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. IV. — СПб., 2000. С.
399—406.
Турунен Н. (Финляндия). О роли
сопоставительного изучения коммуникативного поведения при овладении
компетенцией межкультурного общения // Языковое и литературное образование в
школе и вузе: Материалы юбилейной международной научно-практической конференции
15—16 мая 1997 г. — СПб., 1997. С. 218—220.
Турунен Н. (Финляндия). О языковой и культурной идентификации в семьях
переселенцев // Тенденция развития языкового и литературного образования в
школе и в вузе: Материалы международной научно-практической
конференции 22—23 апреля 1998 г. — СПб., 1998. С. 343.
Турунен Н., Харченкова Л. И. Национальные особенности культуры педагогического
общения в школах России и Финляндии // Перспективы — культура, язык,
образование. — Ювяскюля, 1999. С. 225—239.
Турунен Н., Харченкова Л. И. Совершенствование компетенции межкультурного общения при
обучении финских студентов-филологов // Русский язык, литература и культура на
рубеже веков: Тезисы докл. и сообщ. IX межднар. конгр. МАПРЯЛ, 1999. С.
183—184.
Турунен Н., Харченкова Л. И. Дидактическая адаптация иностранных студентов к обучению
в языковой среде // Русский
язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. II. — СПб., 1999. С.
48-52.
Турунен Н., Харченкова Л. И. Ассоциативный эксперимент как средство выявления картины
мира у представителей разных культур // Русское и финское коммуникативное поведение.
Вып. I. — Воронеж, 2000. С. 74-78.
Харченкова Л. И. Национальный характер и факторы, его определяющие //
Аспект (Хельсинки). 1996. № 1(54). С. 40—44.
Харченкова Л. И. Диалог культур как лингводидактическая категория
//Перспективы. — Культура. Язык. Образование. —Ювяскюля,
1999. С 225—239.
Харченкова Л. И. Этнокультурные и социолингвистические факторы в обучении
русскому языку как иностранному // Vi world congress ror central and east
european studies. Divergencies, Convergencirs, Uncertainties. Abstracts. 29 July — 3 August
2000. Tampere, Finland. C.
204.
Шатилов А. С.
Русские глазами иностранцев (опыт социокультурного
сравнения) // Тенденция развития языкового и литературного образования в школе
и в вузе: Материалы международной научно-практической конференции 22—23 апреля
1998 г. — СПб., 1998. С. 322—323.
Учебные пособия
Васильева
Г.М. Умом Россию не понять. — СПб., 2000.
Зиенталя Гж.
Деловой русский. — СПб., 1994.
Лысакова И. П.
Пресса перестройки: Учебное пособие для изучающих русский
язык с комментарием и русско-англо-немецким словарем. — СПб., 1993.
Лысакова И. П.,
Матвеева Т. Н., Орлова М. М.
Русский язык в ситуациях (для начинающих). — СПб., 1995.
Методика обучения русскому языку как
иностранному: Курс лекций. Изд.2-е. испр. и доп. // Ред И.П. Лысакова. — СПб.,
2000.
Практическая стилистика русского языка (для
студентов-иностранцев) / Ред. И. П. Лысакова, Г. А. Мартинович.
— СПб., 1998.
Филимонова Т. А.
Как написать, рассказать по-русски…... (для
студентов-иностранцев): Учебные задания и материалы. — СПб., 1994.
Филимонова Т. А.,
Харченкова Л. И. Прогулки по Санкт-Петербургу
(учебный видеофильм). — СПб., 1995.
Харченкова Л. И.
По одежке встречают... …Секреты русского костюма:
Лингвострановедческий словарь. — СПб., 1994.