вернуться продолжить чтение содержание
Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 47-52.
С.В.Меликян
Для финнов молчание выступает как важная часть общения. Молчать – это значит слушать, быть вежливым, проявлять внимание к собеседнику. Молчание - это проявление достоинства, нежелания вступать в спор, способ избежать противостояния взглядов (см. материалы настоящего сборника).
Но в разных лингвокультурных общностях молчание используется по-разному. Рассмотрим особенности молчания как особого коммуникативного акта в русском общении.
В русской коммуникативной культуре прослеживается традиция высокой оценки молчания в произведениях русского фольклора: Слово – серебро, молчание- золото; Кто молчит, тот двух научит; Кстати помолчать – что большое слово сказать; Доброе молчание чем не ответ? и др. Этот факт отражает потребность в молчании на фоне традиционно высокой коммуникативной активности русского человека.
Молчание – знак согласия – одна из самых известных русских поговорок. В связи с этим в русском сознании существует стереотип, что молчание выполняет функцию выражения согласия, то есть замещает слово да. Но наш анализ показал, что молчание в русском общении – это не согласие, а скорее разногласие. Доказательством этому может служить то, что наиболее часто в русском общении встречается такая функция молчания как дисконтактная (нежелание по каким-либо причинам поддерживать контакт с собеседником).
Необходимо, прежде всего, разграничить коммуникативно значимое и коммуникативно незначимое молчание. Исследователи единодушно указывают на три обязательных условия значимости молчания:
Коммуникативно значимым, таким образом, будет молчание, посредством которого может быть передана определенная информация от отправителя к получателю и адекватно расшифрована последним.
В молчании, как и в любом речевом акте, участвуют говорящий и адресат. Их молчание выполняет различные функции. Анализ прагматических функций молчания говорящего показал, что можно говорить, по крайней мере, о следующих функциях.
Треплев: (собирается писать; пробегает то, что уже написано) Я так много говорил о новых формах, а теперь чувствую, что сам мало-помалу сползаю к рутине... и далекие звуки рояля, замирающие в тихом прохладном воздухе... Это мучительно.
Пауза.
Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах... (А.П.Чехов “Чайка”)
Екатерина: Не помышляю Вас принуждать. И все же подумайте на досуге, – сколь ни возвышенно у Вас столь благородное негодование, не оттого ли и Вам и Панину стали Орловы так ненавистны, что все эти годы были они твердой опорою твердой власти?
Короткая пауза.
Прощайте, княгиня.
Дашкова кланяется... уходит.
(Э.Радзинский “Последняя из дома Романовых”)
Это яркий пример анафорической паузы. Обвинение в вопросе усиливается молчанием. Катафорическое молчание подчеркивает последующую реплику, как в следующем примере.
Алексей: Чего еще?
Кустов: Позвольте словечко...
Алексей: Ври, да побыстрее.
Кустов: Ах, Ваше сиятельство, прилично ли Вам, многопрославленному герою, перед коим трепетали народы, чье имя записано на скрижалях... (Смолкает)
Алексей: Сказал – не тяни.
Кустов: ...вступать в поединок со слабой женщиной?
Алексей: (бешеным шепотом) Прочь!
(Э.Радзинский “Последняя из дома Романовых”)
Нина: (Тригорину) Не правда ли, странная пьеса?
Тригорин: Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с удовольствием. Вы так искренно играли. И декорация была прекрасная.
Пауза.
Должно быть в этом озере много рыбы.
(А.П.Чехов “Чайка”)
Калошин: Товарищи, одиннадцать часов. Посторонних прошу покинуть помещение.
Небольшая пауза.
Виктория: Здесь посторонних нет, здесь все свои. Товарищ живет рядом.
Потапов: Да, мой номер за стеной.
Калошин: Не имеет значения...
(А.Вампилов “Провинциальные анекдоты”)
Старуха: ...машину спасал – замерз в холодной воде, сыночка мой...
(Всплакнула.)
Доносить не пойду. Зачем?
Женщина: Вроде, незачем. Если бы у тебя наши убили мужа или сына, тогда... А так незачем...
(А.Слаповский “Женщина с той стороны”)
Треплев: (из Гамлета) “И для чего ж ты поддалась пороку, любви искала в бездне преступленья” (За эстрадой играют в рожок).
Господа, начало! Прошу внимания!
Пауза.
Я начинаю...
(А.П.Чехов “Чайка”)
В подтверждение можно привести следующий пример.
Елизавета: Нас Бог пометил. Не было женщины и мужчины, чтоб так друг для друга пришли в сей мир.
Стоят обнявшись, не говоря ни слова.
Алеша, я платье переменю. Меня Франциска тотчас оденет.
(собираются обвенчаться)
(Э.Радзинский “Последняя из дома Романовых”)
Функции молчания в речи адресата частично схожи, а частично различаются. Молчание адресата может выполнять следующие функции.
Шамраев: Помню, в Москве в оперном театре... Вот этак (низким баском): “Браво, Сильва...” Театр так и замер.
Пауза.
Дорн: Тихий ангел пролетел.
Нина: А мне пора. Прощайте.
(А.П.Чехов “Чайка”)
Дион: ...Будет ли слово “свобода” не только ругательным словом?
Будут ли в мире царить честь, справедливость, закон?
Тяжелое молчание.
Афраний: Неслыханно!
Полный римлянин: В час общей радости!
Плешивый римлянин: Цезарь, он оскорбил всех!
(Э.Радзинский “Римская комедия (Дион)”)
(идет разговор о конце света)
Планк: Уже скоро, Анна Павловна. Через пять минут и шесть секунд.
Дама: (после паузы) Я сейчас поймала себя на мысли, что хочу, хочу, чтобы это случилось. Только вот представить не могу, каким он будет...
Планк: Я скажу Вам...
(Н.Космин “Иисус”)
Дорн: Мы мешаем Константин Гаврилычу работать.
Треплев: Нет, ничего.
Пауза.
Медведенко: Позвольте Вас спросить, доктор, какой город за границей Вам больше нравится?
(А.П.Чехов “Чайка”)
Наблюдения показывают, что смена темы с помощью паузы наиболее естественна для бесконфликтной коммуникации
Хомутов: (остановился) Я же говорю: собрался Вас выручить.
Анчугин: (усмехнулся) Хотел нам денег дать?
Хомутов: Да.
Маленькая пауза.
Угаров: Вы, что, шутите? А может, издеваетесь?
(А.Вампилов “Провинциальные анекдоты”)
Очень важно, что сами носители языка правильно понимают смысл возникшего молчания. Это позволяет сделать вывод о том, что эти функции акта молчания системны, они заложены в сознании говорящих.
Литература
вернуться продолжить чтение содержание