ПУБЛИКАЦИИ КАФЕДРЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

(Проблемы коммуникативного поведения, этнической ментальности

и национально ориентированной методики обучения РКИ)

 

Кафедра межкультурной коммуникации (с 1992 г. по август 2000 г. кафедра методики обучения русскому языку как иностранному), разрабатывая социопсихолингвистическое направление в методике преподавания РКИ, за 8 лет своего существования провела 10 международных конференций, опубликовала несколько десятков научных сборников и учебных пособий. Ниже представлены те публикации, которые близки по тематике данного сборника.

 

Статьи

Каанкасюрья Р., Турунен Н., Харченкова Л. Изучение коммуникативного поведения как средство повышения компетенции межкультурного общения // Лингводидактические приемы межкультурной коммуникации. — СПб.: Сударыня, 1996. С. 37—43.

Кузнецова О. Л. Финляндия глазами русских школьников // Русистика и современность: Материалы второй международной научно-практической конференции 29—30 июня 1999 г. — СПб.: Сударыня, 1999. С. 78—80.

Кузнецова О. Л. Особенности коммуникативного поведения в русской и финской семье // Аспект (Хельсинки). 2000. С. 42—48.

Кузнецова О. Л. Уровневый подход к понятию «межкультурная коммуникация» // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. IV. — СПб., 2000. С. 23—29.

Кузнецова О. Л. Межкультурная коммуникация в практике преподавания русского языка финским учащимся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000.

Кузнецова О. Л., Харченкова Л. И. Цветовая символика в русской и финской культурах // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. III. — СПб., 2000. С. 137—142.

Лысакова И. П. Что такое современный русский язык и как учить ему иностранцев? // Культура. Язык. Образование. —Ювяскюля, 1999. С. 55—59.

Лысакова И. П., Турунен Н. Опыт дидактического подхода к составлению финско-русского разговорника // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. IV. — СПб., 2000. С. 399—406.

Турунен Н. (Финляндия). О роли сопоставительного изучения коммуникативного поведения при овладении компетенцией межкультурного общения // Языковое и литературное образование в школе и вузе: Материалы юбилейной международной научно-практической конференции 15—16 мая 1997 г. — СПб., 1997. С. 218—220.

Турунен Н. (Финляндия). О языковой и культурной идентификации в семьях переселенцев // Тенденция развития языкового и литературного образования в школе и в вузе: Материалы международной научно-практической конференции 22—23 апреля 1998 г. — СПб., 1998. С. 343.

Турунен Н., Харченкова Л. И. Национальные особенности культуры педагогического общения в школах России и Финляндии // Перспективы — культура, язык, образование. — Ювяскюля, 1999. С. 225—239.

Турунен Н., Харченкова Л. И. Совершенствование компетенции межкультурного общения при обучении финских студентов-филологов // Русский язык, литература и культура на рубеже веков: Тезисы докл. и сообщ. IX межднар. конгр. МАПРЯЛ, 1999. С. 183—184.

Турунен Н., Харченкова Л. И. Дидактическая адаптация иностранных студентов к обучению в языковой среде // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. II. — СПб., 1999. С. 48-52.

Турунен Н., Харченкова Л. И. Ассоциативный эксперимент как средство выявления картины мира у представителей разных культур // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. I. — Воронеж, 2000. С. 74-78.

Харченкова Л. И. Национальный характер и факторы, его определяющие // Аспект (Хельсинки). 1996. № 1(54). С. 40—44.

Харченкова Л. И. Диалог культур как лингводидактическая категория //Перспективы. — Культура. Язык. Образование. —Ювяскюля, 1999. С 225—239.

Харченкова Л. И. Этнокультурные и социолингвистические факторы в обучении русскому языку как иностранному // Vi world congress ror central and east european studies. Divergencies, Convergencirs, Uncertainties. Abstracts. 29 July — 3 August 2000. Tampere, Finland. C. 204.

Шатилов А. С. Русские глазами иностранцев (опыт социокультурного сравнения) // Тенденция развития языкового и литературного образования в школе и в вузе: Материалы международной научно-практической конференции 22—23 апреля 1998 г. — СПб., 1998. С. 322—323.

 

Учебные пособия

 

Васильева Г.М. Умом Россию не понять. — СПб., 2000.

Зиенталя Гж. Деловой русский. — СПб., 1994.

Лысакова И. П. Пресса перестройки: Учебное пособие для изучающих русский язык с комментарием и русско-англо-немецким словарем. — СПб., 1993.

Лысакова И. П., Матвеева Т. Н., Орлова М. М. Русский язык в ситуациях (для начинающих). — СПб., 1995.

Методика обучения русскому языку как иностранному: Курс лекций. Изд.2-е. испр. и доп. // Ред И.П. Лысакова. — СПб., 2000.

Практическая стилистика русского языка (для студентов-иностранцев) / Ред. И. П. Лысакова, Г. А. Мартинович. — СПб., 1998.

Филимонова Т. А. Как написать, рассказать по-русски…... (для студентов-иностранцев): Учебные задания и материалы. — СПб., 1994.

Филимонова Т. А., Харченкова Л. И. Прогулки по Санкт-Петербургу (учебный видеофильм). — СПб., 1995.

Харченкова Л. И. По одежке встречают... …Секреты русского костюма: Лингвострановедческий словарь. — СПб., 1994.

Используются технологии uCoz